Александр Родченко — Жизнь и фототворчество

Это цитата сообщения Александр_Ш_Крылов Оригинальное сообщениеАлександр Родченко - Жизнь и фототворчество

 (490x600, 60Kb)
Пионер-трубач 1930

Александр Родченко родился в 1891 году в семье театрального бутафора. Его отец отнюдь не желал, чтобы сын пошел по его стопам, и всеми силами стремился дать мальчику «настоящую» профессию. В автобиографических записках Родченко вспоминал: «В Казани, когда мне было лет 14, я забирался на крышу летом и писал дневник в маленьких книжках, полный грусти и тоски от неопределенного своего положения, хотелось учиться рисовать, а учили на зубоврачебного техника…» Будущий фотограф-авангардист успел даже два года поработать в технической протезной лаборатории Казанской зубоврачебной школы доктора О.Н. Натансона, но в возрасте 20 лет оставил занятия медициной и поступил в Казанскую художественную школу, а затем и в московское Строгановское училище, которое открыло ему путь к самостоятельной творческой жизни. К фотографии Родченко обратился не сразу.

 (200x167, 9Kb)
Автопортрет

В середине десятых годов XX века он активно занимался живописью, а его абстрактные композиции принимали участие во многих выставках. Немного позже он проявил свой талант на новом поприще, приняв участие в оформлении кафе «Питтореск» в Москве, и на какое-то время даже отказался от живописи, обратившись к «производственному искусству» – течению, в крайней своей форме отрицавшему искусство и обращавшемуся сугубо к созданию утилитарных предметов.

 (600x399, 89Kb)

Летний день 1929


Кроме того, в конце десятых – начале двадцатых годов молодой художник много участвовал в общественной жизни: он стал одним из организаторов профсоюза художников-живописцев, служил в отделе ИЗО Наркомпроса, заведовал Музейным бюро. Первые шаги Родченко на ниве фотографии относятся к началу 20-х годов, когда он, в то время театральный художник и дизайнер, столкнулся с необходимостью фиксировать на пленку свои работы. Открыв новое для себя искусство, Родченко был им полностью очарован – правда, в фотографии, как и в живописи, он в то время больше интересовался «чистой композицией», исследуя, как влияют друг на друга расположенные на плоскости предметы.
 (369x600, 68Kb)
Шуховская башня.1929

Стоит отметить, что как фотографу Родченко повезло больше, чем как художнику – первого быстрее признали. Довольно скоро молодой фотограф создал себе репутацию новатора, выполнив ряд коллажей и монтажей с использованием собственных фотографий и вырезок из журналов. Работы Родченко печатались в журналах «Советское фото» и «Новый ЛЕФ», а Маяковский пригласил его для иллюстрирования своих книг. Фотомонтажи Родченко, использованные при оформлении издания поэмы Маяковского «Про это» (1923 г.) буквально стали началом нового жанра.
 (445x600, 66Kb)

Портрет матери 1924

С 1924 года Родченко все чаще обращался к классическим областям фотографии – портрету и репортажу – однако и здесь неугомонный новатор не позволил сложившимся традициям диктовать себе условия. Фотохудожник создал свои собственные каноны, обеспечившие его работам почетное место в любом современном учебнике фотографии. В качестве примера можно привести серию портретов Маяковского, выполняя которые Родченко отбросил все традиции павильонной съемки, или «Портрет матери» (1924 год), ставший классикой съемки крупным планом.
 (371x600, 35Kb)

Владимир Маяковский 1924

Большой вклад внес фотограф и в развитие жанра фоторепортажа – именно Александр Родченко первым применил многократную съемку человека в действии, которая позволяет получать собирательное документально-образное представление о модели. Фоторепортажи Родченко публиковались в целом ряде центральных изданий: газете «Вечерняя Москва», журналах «30 дней», «Даешь», «Пионер», «Огонек» и «Радиослушатель». Однако настоящей «визитной карточкой» Родченко стали ракурсные снимки – художник вошел в историю с фотографиями, сделанными под непривычным углом, с необычной и зачастую неповторимой точки, в ракурсе, искажающем и «оживляющем» обычные предметы. Например, фотографии, отснятые Родченко с крыш (верхний ракурс), настолько динамичны, что кажется, будто фигуры людей вот-вот начнут двигаться, а камера поплывет над городом, открывая захватывающую панораму – неудивительно, что первые ракурсные снимки зданий (серии «Дом на Мясницкой», 1925 и «Дом Моссельпрома», 1926) были опубликованы в журнале «Советское кино».
 (600x515, 88Kb)

Дом Моссельпрома 1932

Примерно к этому же времени относится и дебют Родченко в качестве теоретика фотографии: с 1927 года в журнале «Новый ЛЕФ», членом редколлегии которого он являлся, художник начал публиковать не только снимки, но и статьи («К фото в этом номере», «Пути современной фотографии» и др.) Однако для начала 30-х годов некоторые его эксперименты показались слишком смелыми: в 1932 году высказывалось мнение, что знаменитый, снятый с нижней точки «Пионер-трубач» Родченко похож на «откормленного буржуа», а сам художник не хочет перестраиваться в соответствии с задачами пролетарской фотографии. Съемка строительства Беломорканала в 1933 действительно заставила Родченко во многом переосмыслить отношения искусства и реальности, которая казалась художнику все менее вдохновляющей. Именно в это время на фотографиях Родченко невиданные стройки социализма и новая советская действительность стали уступать место особому миру спорта и волшебной реальности цирка. Последнему Родченко посвятил целый ряд уникальных серий – снимки должны были войти в специальный номер журнала «СССР на стройке». К сожалению, выпуск был подписан в печать за пять дней до начала Великой Отечественной войны и никогда не увидел свет. В послевоенные годы Родченко много работал в качестве оформителя и вернулся к живописи, хотя по-прежнему нередко обращался к любимому жанру фоторепортажа. Его «нестандартное» творчество по-прежнему вызывало в официальных кругах определенные сомнения – закончились разногласия художника и власти в 1951 году исключением Родченко из Союза художников. Впрочем, спустя всего три года, в 1954 году, художник был вновь восстановлен в этой организации. 3 декабря 1956 года Александр Родченко скончался в Москве от инсульта и был похоронен на Донском кладбище.

 (398x600, 46Kb)

Актриса Юлия Солнцева 1930

 (424x600, 43Kb)

Варвара Степанова 1924

 (600x410, 58Kb)

Архитектор Мельников на балконе своего дома 1929

 (447x600, 51Kb)

Архитектор, живописец, декоратор Александр Веснин 1924

 (600x406, 57Kb)

За червями Мальчики в лодке. Карелия 1933

 (600x388, 55Kb)

Аппарат для проекции звездного неба 1929

 (431x600, 58Kb)

Прыжок в воду 1932

 (600x457, 61Kb)

Поэт Николай Асеев 1927

 (600x411, 72Kb)

Маневры Красной Армии 1924

 (443x600, 57Kb)

Писатель и критик Осип Брик, один из основателей журнала ЛЕФ

 (419x600, 75Kb)

Сухарева башня 1928

 (439x600, 46Kb)

Пионерка 1930

 (386x600, 58Kb)

Метательница диска 1937

 (375x600, 40Kb)

Памятник Пушкину 1930

 (443x600, 64Kb)

Николай Асеев в мастерской Родченко 1924

 (372x600, 34Kb)

Владимир Маяковский 1924

 (404x600, 50Kb)

Владимир Маяковский 1924

 (426x600, 50Kb)

Актриса Юлия Солнцева 1930

 (600x410, 71Kb)

Железнодорожный мост 1926

 (389x600, 34Kb)

Владимир Маяковский 1924

 (407x600, 28Kb)

Владимир Маяковский . 1924

 (600x411, 70Kb)

Футбол 1937

 (600x419, 80Kb)

Газетный киоск 1929

 (435x600, 80Kb)

Бокал из серии Стекло и свет 1928

 (600x393, 40Kb)

Рабочий 1929 = завод АМО

 (600x485, 66Kb)

Планетарий 1932

 (600x474, 68Kb)

Радиослушатель. Репортаж. 1929

 (385x600, 28Kb)

Прыжок в воду 1932

 (600x440, 66Kb)

Рено Маяковского 1929

 (380x600, 43Kb)

Санитарка 1930

 (600x414, 21Kb)

Самолет Максим Горький над Красной площадью 1935

 (417x600, 53Kb)

Режиссер Александр Довженко 1930

 (600x410, 69Kb)

Сбор на демонстрацию 1928

 (393x600, 62Kb)

Сбор на демонстрацию 1928

 (442x600, 56Kb)

Очерк о газете. Тетя Поля-курьерша (В.Степанова) 1928

 (444x600, 69Kb)

Стереотипы. Из серии Очерк о газете 1928

 (434x600, 91Kb)

Пешеходы 1928

 (418x600, 67Kb)

Кинорежиссер Лев Кулешов 1927

 (306x600, 38Kb)

Балконы. Из серии Дом на Мясницкой 1925

 (467x600, 66Kb)

Дорогу женщине 1934

 (600x407, 66Kb)

Архитектор Мельников у выезда из Бахметьевского автобусного парка построенного по его проекту 1929

 (438x600, 56Kb)

Сергей Третьяков 1928

 (431x600, 43Kb)

Купание в тазу 1937

 (600x398, 68Kb)

Краснофлотцы на военном параде 1937

 (392x600, 58Kb)

Лесопильный завод Вахтан 1930

 (378x600, 59Kb)

Мороженщик на пляже 1926

 (600x467, 65Kb)

Иллюминация 7 ноября 1925

 (398x600, 38Kb)

Писательница Эльза Триоле - сестра Лили Брик, жена французского писателя Луи Арагона 1924

 (423x600, 71Kb)

Планетарий. Архитекторы Михаил Барщ и Михаил Синявский 1932

 (416x600, 69Kb)

Маневры Красной Армии 1924

 (419x600, 51Kb)

Маневры Красной Армии 1924

 (495x600, 69Kb)

Женщина с коляской 1928

 (447x600, 47Kb)

Варвара Степанова. Двойная экспозиция 1924

 (600x384, 59Kb)

Москва-река 1926

 (600x425, 74Kb)

Мачты линии электропередач 1926

 (442x600, 41Kb)

Пионер 1930

 (600x400, 62Kb)

Колбы на конвейере 1929 Электрозавод

 (600x490, 74Kb)

Коммунальный дом на Новинском бульваре. Архитектор Моисей Гинзбург 1929

 (432x600, 60Kb)

Живописец Александр Шевченко. Двойная экспозиция 1924

 (457x600, 75Kb)

Сосны. Пушкино 1927

 (467x600, 38Kb)

Кинорежиссер Эсфирь Шуб 1924

 (600x395, 56Kb)

Поэт Семен Кирсанов 1930

* * *
Эти летние дожди,
эти радуги и тучи -
мне от них как будто лучше,
будто что-то впереди.

Будто будут острова,
необычные поездки,
на цветах - росы подвески,
вечно свежая трава.

Будто будет жизнь, как та,
где давно уже я не был,
на душе, как в синем небе
после ливня - чистота...

Но опомнись - рассуди,
как непрочны, как летучи
эти радуги и тучи,
эти летние дожди.

 (600x435, 69Kb)

Белый лебедь 1940