Что общего у Умберто Эко и Роберта Фладда?

Навеяно ночным чтением "Малого алхимического свода" Альберта Великого.

Смысл труда алхимика не в синтезе золота или эликсира бессмертия, которые и являются метафорической "истиной". Он в другом, и он вполне конкретен.

Мир средневекового человека -- это храм, все сущее в нем -- создано Господом, и несет в себе информацию о Нем. Это единая система с множеством аллюзий и рефренов, определяющих взаимосвязь Духа и Материи; на скрижалях осязаемого может быть записано некое мистическое знание. Раз всё похоже на всё, то физические законы подобны законам нематериального мира, и алхимик пытается прочитать вторые по первым. Это, вообще, вполне логично, -- принцип подобия сам по себе исключительно научен и для нашего времени.

Семиотика -- изучение и трактование символов, созданных человеком, точнее -- извлеченных из "супер-эго". Алхимия -- изучение и трактование символов, созданных Господом. На самом же деле, созданных человеком через его видение Бога. Получается, что разница между семиотикой и алхимией лишь в методе.

(Кстати, "супер-эго" так же влияет на жизнь фрейдиста, как Господь -- на жизнь человека Средневековья. Да и не только Средневековья, -- "...и внутренний закон внутри меня". Единственное, для Канта он стал внутренним, а для Альберта Великого он был внешним).

Можно еще сказать, что алхимия -- это бессознательная семиотика.