К.Е. Маковский

Это цитата сообщения KYKOLNIK Оригинальное сообщениеКонстантин Егорович Маковский и его музы...

Юлия Павловна Маковская (Леткова)
январь 1859 - 23 ноября 1954


Маковский Константин Егорович (1839 - 1915) «Портрет в красном берете»

Константин Егорович был очень любвеобильным мужчиной. Ко времени знакомства с первой женой у него уже была внебрачная дочь Наталья, Наталья Лебедева, которая только в 1877 году получила фамилию Маковская, плод его студенческого увлечения.

В 1867 году он женился на юной, подававшей надежды актрисе Александрийского театра — Елене Тимофеевне Бурковой (сценическая фамилия Черкасова), внебрачной дочери графа В.А. Адлерберга, бывшего министром Двора при Николае I. Леночка получила образование в Швейцарии. Первый брак был счастлив, хотя недолог. Леночка внесла в его рассеянную «богемную» жизнь много любви и чуткой общительности. Она была хрупка, болезненна и не могла считаться красивой, но от внешности ее и от всей «манеры быть» исходила неизъяснимая прелесть.


Маковский Константин Егорович (1839 - 1915) «Портрет графа Адлерберга»

Было только одно изображение Елены Тимофеевны на семейном большом холсте, относящемся к 1870 году. За утренним чайным столом расположились Любовь Корнеевна (мать живописца) и Елена Тимофеевна. Очень русский портрет, без всякого уклона к эффекту, к показной роскоши красок. Больше всего приманивало лицо Елены Тимофеевны - задумчивое, ласковое, болезненно-бледное, с черными прищуренными глазами и по-детски пухлым ртом. В лице отразились и нежная доброта, и ум, и обреченность.

Такой и была она в жизни, оборвавшейся на четвертом году брака. После рождения сына (умер нескольких месяцев), у нее обнаружился процесс в легких. По совету врачей, увез больную жену в Египет: жаркий юг считался тогда целительным для слабогрудых. Там, в Каире, через год приблизительно, она и скончалась

Константин Егорович в молодые годы имел обаятельную внешность, беспечную праздничную веселость нрава, привычку к быстрым решениям, трудолюбие и жадность к утехам жизни. Он был всегда в духе, приветливый, нарядный, холеный, пахнущий одеколоном и тонким табаком, беззаботный, обворожительный, ловкий, с необыкновенно крепким здоровьем. Откинутая назад пышно-кудрявая голова с рано облысевшим сжатым у висков лбом сообщала чисто-русскому лицу в темно-русой бороде вид открытый и независимый. Внимание к знаменитому, балованному художнику, всегда приобретало оттенок восторженного поклонения. В обществе бывал он неизменно приятен и словоохотлив, на лицах появлялась улыбка, когда Константин Егорович входил в комнату.


Маковский Константин Егорович (1839 - 1915) «Автопортрет»

Таким его увидела его вторая жена Юлия Павловна Леткова.

Зимой 1874 года Юлия Павловна Леткова приехала, с благословения своих родителей — Павла Степановича и Анны Павловны Летковых, из Москвы в Петербург для поступления в консерваторию - у нее был красивый голос, лирическое сопрано.
Встреча Константина Егоровича с Юлией Павловной состоялась на балу в Морском корпусе. Ей шел всего шестнадцатый год, но казалась она старше уменьем держать себя в обществе и умственной зрелостью. Судя по тогдашним плохим фотографиям, она была очень красива. Константин Егорович влюбился с первого взгляда, и не отходил от нее весь вечер. На следующий день влюбленный «профессор живописи» поспешил пригласить всех к себе — «помузицировать». К ужину Константин Егорович повел юную Леткову под руку и, усаживая ее за стол рядом с собою, громко сказал — так что все слышали: «Вот и отлично... Будьте у меня хозяйкой!»
Так началась их помолвка...
Не прошло и двух недель после вечера на Гагаринской набережной. Решено было сыграть свадьбу, как только невесте исполнится шестнадцать лет. 22 января 1875 года в Почтамтской церкви состоялось венчание. Невесте было 16 , женику 36 лет.


Маковский Константин Егорович (1839 - 1915) «Женская головка» 1874

Поклонник женской красоты, Константин Егорович часто писал портреты своей Юлии Павловны, которая считалась первой красавицей в Санкт-Петербурге. У очень многих дам на портретах читаются черты Юлии Павловны.

В Париже, в декабре 1875 года, у четы родилась дочь Марина, умершая от менингита восьми месяцев отроду. Семнадцатилетняя мать очень тяжело перенесла смерть перворожденной, но молодость взяла свое, и вскоре она стала опять ожидать прибавления семейства, а на поправку поехала в Ниццу. Константин Егорович, навещавший её, когда отпускала работа в Париже, нашел венецианскую раму и вставил в нее свою молодую жену, обмотав ей голову чем-то вроде тюрбана вишневого цвета, прикрепив к нему страусовое перо. В несколько сеансов был написан первый ее портрет «в красном берете» который стал родоначальником прославленных женских портретов.


Маковский Константин Егорович (1839 - 1915) «Портрет в красном берете»

15 августа 1877 года в доме Переяславцева на набережной у Николаевского моста, родился сын Серёжа - будущий художественный критик, эссеист, поэт, редактор и издатель «Аполлона», замечательного русского журнала, альманаха.

Сергей с рождения стал для отца моделью. В своих воспоминаниях он пишет, что его «…очень долго одевали по детской моде тех лет и отращивали локоны, которые так нравились папе... Началось мое участие во всевозможных картинах отца. Это я — «Маленький антиквар» за чисткой шпаги, написанный в следующую зиму. Годом позже я старательно позировал для знаменитого «Семейного портрета» с матерью и сестрой.


Маковский Константин Егорович (1839 - 1915) «Портрет сына в мастерской (Маленький антиквар)» 1882


Маковский Константин Егорович (1839 - 1915) «Семейный портрет»

Но еще раньше написан «Маленький вор» (приобретен Л. Г. Кузнецовым), — здесь, трехлетним малышом в одной рубашонке, взгромоздясь на кресло, я тянусь к хрустальной вазе с пышными фруктами, а рядом огромный рыжий санбернар выжидательно насторожился. Этот санбернар не был наш пес, его привозили на сеансы от В. Ф. Голубева»


Маковский Константин Егорович (1839 - 1915) «В мастерской художника» 1882


Маковский Константин Егорович (1839 - 1915) «Сережа (Портрет сына в матроске). 1887

13 ноября 1878 родилась дочь Елена.
В феврале 1883 года родился ещё один сын - Владимир, которого крестил великий князь Алексей Александрович, брат Александра III. Недели через три после тяжелых родов Юлия Павловна надела тёмно-красный бархатный капот, повязала свои вьющиеся пепельно-каштановые волосы голубой лентой, под цвет чулок, и в первый раз поднялась к мужу в мастерскую.
Константин Егорович сосредоточенно писал что-то и сначала не обратил внимания на ее появление. Она надулась, села в кресло и, взяв со стола книгу, стала рассеянно разрезать страницы ножом из слоновой кости. Тогда он обернулся на шум, и без дальних слов, поставил на мольберт первый попавшийся под руку узкий холст и набросал в какой-нибудь час силуэт жены в рост, с книгой на коленях. В три сеанса портрет был окончен и о нем заговорил весь город.


Маковский Константин Егорович (1839 - 1915) «Портрет Ю.П.Маковской» 1883


Маковский Константин Егорович (1839 - 1915) «Мать и дочь в интерьере» 1883


Маковский Константин Егорович (1839 - 1915) «Портрет жены художника Ю.П.Маковской» 1882

Приблизительно за год перед тем была написана с Юлии Павловны головка в зеленом плюше - самый пленительный из ее портретов.

Во время празднования 25-летия художественной деятельности Константина Егоровича в 1883 году (отсчет шел от получения первой серебряной медали в годы ученичества) в клубе на Мойке когда кто-то из друзей пожалел, что на торжестве нет сына-первенца. После полуночи пятилетнего Сергея разбудили, нарядили и привезли в карете на праздник. Он навсегда запомнил то чувство гордости за отца. В мемуарах Сергей Константинович отмечал, что после этого юбилея он стал сознательнее относиться к работе отца, заинтересовался живописью, взялся за карандаши и краски. Сестра Лена также верила в свое призвание и не отставала от брата. Бывавшие в доме художники удивлялись: «Такие малыши, а так рисуют! Что значит кровь!»
 


Маковский Константин Егорович (1839 - 1915) «Дети, играющие в мастерской. 1883

Юлия Павловна была очень любящей и заботливой матерью. Утро в их доме начиналось с растопки печи в детской. Юлия Павловна сама будила, одевала и кормила завтраком детей, а потом в любую погоду шла с ними гулять. «Дребезжит звонок, это мама проснулась. Еще минута, и бесшумно входит подгорничная Маша, возится на коленях у высокой круглой печки; щепками, дровяным дымом запахло и, легко потрескивая, разгорается и гудит огонь, весело кидая беглые узоры в еще не рассеявшуюся мглу комнаты... В зимнюю пору сборы на прогулку бывали делом серьезным; справлялись о погоде, забегала к нам кухонная прислуга дать свой совет; вероятно, вопрос решался высшей инстанцией, мамой, но это было только церемониалом, по утрам мы выходили гулять всегда, Петербург запомнился во всякую погоду...»


Маковский Константин Егорович (1839 - 1915) «Дети»


Маковский Константин Егорович (1839 - 1915) «Портрет детей художника. 1882

С осени 1888 года Юлия Павловна серьезно заболела, простудившись на возвратном пути из Крыма. Недомогания в области брюшины перешли в тяжелый перитонит. Всё чаще озабоченно проскальзывали в спальню доктора. Юлия Павловна почти не вставала с кушетки, и наконец, слегла совсем.

Константин Егорович постоянно уезжал в Париж, где заканчивал после «Суда Париса» свою «Вакханалию». Была ещё одна причина отъездов Константина Егоровича - Мария Алексеевна Матавтина (1869-1919), которой он увлекся в Париже.

В начале июня 1889 года больную Юлию Павловну врачи решили отправить в Киссинген; ее внесли на руках в железнодорожный вагон. Константин Егорович поехал с ней. Перемены в нем ещё никто не замечал, хотя уже тогда его встречи приобрели характер прочной связи.
 


Маковский Константин Егорович (1839 - 1915) «Женский портрет (Ю.П.Маковская)»
Один из последних её портретов, написанных Маковским

В зиму 1890-1891 годов Константин Егорович наведывался еще реже и бывал явно озабочен чем-то, необщителен. Семья не догадывалась, что у него есть подруга на стороне, которая, очевидно, шантажировала своего знаменитого поклонника. Летом 1891 года был написан последний портрет любимой Юленьки в большой черной шляпе. Живописец становился хмур и как-то сконфуженно-неуверен. В последний приезд весной 1892 года он вынужден был признаться о рождении внебрачного сына Константина. Юлия Павловна не простила измены.

18 ноября 1892 года Юлия Павловна подала ходатайство «о предоставлении ей права проживать с тремя детьми по отдельному паспорту от мужа и об устранении последнего от всякого вмешательства в дело воспитания и образования детей». 26 мая 1898 года был оформлен официальный развод. Юлии Певловне было всего 39 лет! Константину Егоровичу 59 лет.
 


Маковский Константин Егорович (1839 - 1915) «Головка (портрет Ю.П.Маковской)» 1889

Оставшиеся 56 лет жизни Юлия Павловна прожила в семье Сергея. Она в эмиграции, во Франции, помогала сыну писать очерк об отце, который писать ему было особенно тяжело; он так и не смог его простить.

Сергей Маковский Форштеттеру: «...По вечерам сижу с мамой. Записываю ее рассказы о семейном прошлом. Если печатать мои «Портреты современников», то нельзя обойти его, тем более о нем ни одной монографии не было издано...» В январе 1954 года отметили 95-ти летие Юлии Павловны. Это был последний её день рождения.

Сергей писал хронологически Форштеттеру:
«14.11.54. Дети заняты теперь моей матерью, у которой после падения сделался апоплектический удар, и она теперь в клинике, бедная, между последней жизнью и смертью. И это сознавать очень тяжело...
17.11.54. Сегодня пришло письмо из Ниццы - известие от брата, что мама совсем при смерти. Так я ее больше не увижу. Тут и раскаяние: не сумел, как следует, украсить ее последние годы...
26.11.54. Третьего дня мама скончалась (23.11) — как только по ее желанию привезли ее из клиники в ее квартиру. Уснула и не проснулась. Оба сына с женами и дочь отправились в Ниццу на похороны.
Покоиться она будет на ниццком кладбище Кокань».

 

Серия сообщений "Династия Маковских":
Часть 1 - Часть I.Егор Иванович Маковский (1802 - 1886)
Часть 2 - Часть II. Александра Егоровна Маковская (1837 - 1915)
Часть 3 - Часть III. Константин Егорович Маковский
Часть 4 - Константин Егорович Маковский и его музы...