Как обычный человек обманул посланцев смерти

Думается мне, что в этой сказке мы видим известный фольклорный мотив, когда герой отправляется в гости к солнцу. По иронии судьбы солнце предстает здесь в виде дьявола – семисотного купца. Разъезжает этот купец в золоченой карете, живет он в золотом дворце, на острове дальнем, там, куда заходит солнце, имеет дочь красавицу. Золото же добывает семисотный купец из золотой горы, с вершины которой нет дороги. Очевидно, этот древний образ солнечного рая (золотой горы) был истолкован превратно с появлением новой религиозной парадигмы, объявившей сатанинским все языческое.

Наши далекие предки видели в золотых слитках отблеск огня небесного. Очевидно, именно поэтому стали они чеканить из золота круглые монеты, символизирующие золотой диск солнца. Несомненно, в былые времена золотая гора воспринималась не как угроза земному существованию, а как область вечного блаженства, куда были устремлены взоры смертных людей. Вспомним в этой связи ведийскую гору Меру или греческий Олимп.

Образ дочери красавицы, на которой женится купеческий сын, перекликается с образом Солнцевой дочери или сестры из более древнего пласта народных сказок и легенд. Соответственно и семисотный купец не сатана вовсе, а по меньшей мере само Солнце, воспринимаемое как антропоморфное божество. В дальнейшем образ этот получил негативную окраску, диаметрально противоположную…

Золотая гора – это образ рая, из которого нет дороги в земную юдоль – обитель печали и страданий. Праведники вместе с небожителями живут на золотой горе, и они избавлены от мирских страданий и обрели бессмертие. Это перекликается с ведийскими мифами о Брахме, Индре и других богах, восседающих на вершине золотой горы. Золото, которое падает с небес на землю, является не только символом этого небесного рая, но и символом небесной благодати солнечного света, изливающегося из солнечного рая; предводителем в этом солнечном раю является божественный Варуна.

Парадоксально, но простому смертному человеку вход в солнечный рай заказан. Черные вороны, носы железные – несомненно, символ смерти. Однако семисотному купцу удается обмануть смерть и зашить своего работника, копателя золота в брюхо павшей кобылы. Посланцы смерти, черные вороны, носы железные – слуги царя мертвых Ямараджи – уносят смертного на золотую гору. И человек, как бы обманув смерть, работает на солнечного бога. Сбрасывает вниз золото. Все это отчасти напоминает древнегреческий миф о Прометее, принесшем людям огонь с небес и обманувшем богов.

Весьма интересно и другое – никто из обычных людей не желает работать на солнечного бога. Все нормальные граждане работники в страхе прячутся перед появлением его золоченой колесницы. И лишь купеческий сын, который «промотался прогулялся» и которому нечего терять, отваживается поступить в работники семисотному купцу.

В награду за безоглядную смелость он получает любовь девицы красавицы, дочери солнечного божества, которая и спасает и охраняет его от излишней требовательности солнечного бога. Купеческий сын женится на ней, а сам семисотный купец остается на золотой горе – то есть там, где и положено пребывать солнечному божеству. Как тут не вспомнить легендарное время, когда, согласно древним преданиям, боги и люди ходили друг к другу в гости. Погостив на сказочном острове посреди океана, праведник в награду мог получить от богов в дар девицу красавицу. Нечто похожее мы встречаем и в новгородской былине о Садко. Садко спускается в пучину к Морскому царю и в награду за то, что он развеселил его игрой на гусельках, получает в жены одну из его дочерей. Эта дочь и спасет Садко, умело организуя его побег из Морского царства.

Однако думается, наши далекие пращуры скорее стремились укрыться в раю от житейских невзгод и обрести вечное блаженство и бессмертие, нежели сбежать оттуда с награбленным добром и дочерью хозяина. Таковы парадоксы мифологии. Со временем черное оборачивается белым, а белое черным.