Без заголовка 2010

Это цитата сообщения SneznyBars Оригинальное сообщениеРекомендации к рисунку (часть 1)

Рисование можно разделить на два больших раздела - идею и ее реализацию.

Из этого утверждения следует, что художник несет в себе две составляющие: собственно, самого художника (человека, который порождает композицию на листе) и ремесленника, который придает рисунку требуемую форму.

Идея и композиция, о которой пойдет речь дальше, тесно связаны. Их нельзя рассматривать отдельно друг от друга. Реализация же, в свою очередь, может быть в той форме, которая требуется или технически выполнима. Например, рисунок масляными красками, на компьютере или акварелью отличаются лишь способом исполнения (техникой) и могут изучаться отдельно, как бы дополняя средства выражения, которыми владеет художник.

Среди всех законов композиции самыми важными являются следующие:

Постулат первый: визуальный центр композиции на листе расположен выше геометрического центра.

Почти все эмоциональные реакции и переживания зрителя, художник рассматривает с точки зрения физиологии. Композиция не исключение. Большую часть времени человек смотрит вниз, так, как держать голову прямо, человеку мешает ее масса. Горизонт сдвигается выше и большинство предметов визуально поднимаются. Привычка видеть мир приподнятым порождает у большинства людей психологическую зависимость от этого явления.

На рисунках показана приблизительная схема расчета центра композиции. Исходя из сказанного выше, достаточно слегка приподнять композиционный центр на работе, чтобы снять со зрителя дискомфорт. Одним словом, свободное пространство внизу рисунка, относительно центра композиции, в рисунке должно быть больше. Немного, но достаточно, чтобы это было заметно.

Постулат второй: Ничего не повторяется.

Формы, направления, размеры, масштаб, яркость и т.п. Природа не терпит повторов. Даже кристаллическая структура вещества имеет деформирующие линии напряжения. Эрозия почвы и ветер разрушают камни. Линии не могут быть параллельны - они уходят в перспективе. Ветер нарушает регулярность листвы. Плотная атмосфера воздуха создает легкую дымку скрывая предметы. Все эти явления заставляют художника проверять рисунок на отсутствие повторяющихся понятий.

 

На рисунке выше хорошо видна структура плетеной циновки и хотя на ней читается повторяющийся рисунок плетения, в эту регулярность внесен хаос из разноразмерных щелей между узлами, отчетливо читается градиент освещения, выбиваются кусочки соломы, в край вплетен шнурок противоположного по яркости оттенка. Узор на ткани и имеет ритм в повторе, но он разрушен за счет блика, изменяющий его яркость и насыщенность. Подобные размышления иллюстрируют второй постулат композиции - отсутствие повторов.

 

Постулат третий: Композиционные массы.


 

На рисунке сразу бросается в глаза прислонившаяся к стене фигура. Если не вглядываться в детали и прищурить глаза, она будет выделяться единым пятном на фоне лишь слегка намеченной стены. Это иллюстрация к понятию - композиционная масса. Светлое на темном. Большое к малому. Длинное и короткое. Все на рисунке следует разделять на массы, которые были бы хорошо читаемы. На фрагменте справа понятие массы тоже хорошо различимо - светлое пятно лица, к темному фону волос и одежды. Следует внимательно проверять рисунок на присутствие в нем композиционных масс и всячески из подчеркивать, выделяя в процессе работы. Типичной ошибкой была бы контурная обводка вокруг лица. Следует избегать контуров и решать вопросы выделения объектов именно пятнами объектов или элементов на рисунке, которые контрастны друг к другу.

Подобная постановка вопроса приводит нас к следующему - идеальная композиция. Традиционно считается, что художник лишь бесконечно к ней движется, но некоторые решения сформировались:



 

В примерах выше рассмотрена вертикальная композиция. На первой иллюстрации показана, так называемая, "идеальная композиция". В центре композиции есть элемент, который не повторяет форму листа. Его масса абсолютно контрастна к фону и не совпадает по занимаемому пространству. Направление несимметрично. Вокруг центра композиции достаточно свободного места. Все эти условия помогают читать рисунок не отвлекаясь на соперничающие детали.

Рисунки слева, иллюстрируют состояние, когда элементов композиции много. Ни один из них не повторяет ни форму, ни размер, ни направление на листе и образуют воображаемую линию направления в композиции. Это примеры правильного размышления над задачами композиции.


 

Эти две схемы показывают неправильный подход к композиции. На первом рисунке отчетливо читается повтор в массах: размере, направлении, яркости и форме.

На втором, изображена типичная ошибка, когда композиция хаотична. В ней нельзя выделить общую идею (направление). Кроме того. Для зрителя некомфортны обрезанные краем листа формы. Считается, что обрезать элементы на рисунке можно лишь по вертикали. Я склонен поддерживать это утверждение. Лучшим решением было бы не допускать обрезки, как по вертикали, так и по горизонтали. Или жертвовать при обрезке незначительными элементами. Эти размышления помогают сформулировать следующее понятие...

 

Постулат четвертый: Главное и второстепенное.

Рисунок подчиняется строгому правилу - на нем присутствует смысловой элемент, который замечается зрителем в первую очередь.

 

 

Рисунок выше наглядно это иллюстрирует. Птица сидящая на кресле содержит большее количество деталей, контрастных элементов. Она самая большая по массе и находится на фоне, который достаточно пуст, чтобы не мешать зрителю воспринимать ее, как главную деталь на рисунке. Остальные фрагменты или намного мельче ее, или недостаточно контрастны и по отношению к собственным деталям и к элементам фона. Остальные составляющие рисунка следует рассматривать в том же порядке. От главных, к второстепенным. Постепенно уменьшая их отношения друг к другу.

 

Постулат пятый: Контрасты и нюансы.

Контрасты и нюансы во многом определяют порядок, в котором зритель рассматривает детали. Чем контрастнее границы предметов или форм, тем сильнее они привлекают внимание. Чем ярче - тем быстрее они привлекут внимание.

Приведем пример:

 

Основным контрастом в рисунке будет детализированная к фону фигура, которую можно зрительно разбить на контрастные группы - лицо к темному пятну волос. Светлая обувь к темным камням. Светлая кожа теплого оттенка к холодному фону. Кисти рук и так далее. Рисуя, не следует забывать, что во многом именно отношения светлого к темному отвечают за удобство прочтения на рисунке его фрагментов. Нюансы же, наоборот, должны поддерживать интерес зрителя к основным массам объекта. Узоры на ткани, плетение каймы, швы, мелкие складки - призваны удерживать внимание зрителя на тех или иных контрастных пятнах.

 

Метод размышлений должен быть следующим: зритель должен быстро определить контрастное пятно и рассматривать нюансы деталей на нем, как можно более длительно. Мы будем называть это - чтением рисунка. Чем дольше прочтение рисунка, тем интереснее и проще зрителю его воспринимать. Поэтому по длительности прочтения можно делить художественные произведения по качеству.

 

Постулат шестой: Колорит.

Классическим понятием в рисунке является аксиома доминирующего цвета.

На рисунке выше, доминирующий цвет - оттенки охры и беж. Исходя из предыдущего постулата, море, контрастное по цвету к колориту, будет его цветовой парой. Вообще, смысл цветовых пар - доминирующей и подчиненной поддерживать предыдущее понятие контрастов и нюансов и объединить формы и массы в единый объект. Соединить на рисунке много элементов в единое целое за счет доминирующего цвета. Отвлеченной аналогией может послужить черно-белый рисунок, в котором все объекты едины за счет отсутствия цвета. Такое решение называется - хроматическое. Т.е. бесцветное. Противоположным к нему - ахроматическое - цветное.

 

Пример: Рисунок бамбука и зелено-голубой колорит. Вывод: идеальный колорит - приближение к хроматическому решению в рисунке. Хотя это и недостижимо, важно понимать значение доминирующего цвета и грамотно этим пользоваться объединяя на рисунке непохожие объекты и формы в едином колорите.

 

Постулат седьмой: Форма шара.

Большинство предметов окружающих человека можно мысленно разбить на сфероиды, которые эту форму образуют. При анализе объекта, следует искать в нем выпуклые поверхности. От правильного понимания формы будет во многом зависеть освещение предмета.

Следует запомнить следующую скороговорку: БЛИК (1)  --- СВЕТ (2) --- ПОЛУТЕНЬ (3) --- ТЕНЬ (4) --- РЕФЛЕКС (5).

 

Эта конструкция дополняется точкой касания предмета (7), которая образует очень плотную тень и падающей тенью (6) предметов. Освещение любого предмета можно разделить на эти составляющие, которые будут определять тип его поверхности, с той разницей, что интенсивность каждого из элементов будет разной.

 

Продолжение статьи - Часть 2