Образование: услуга — или…?

В последние годы немало копий было сломано вокруг словосочетания "образовательные услуги" - в основном, ставился вопрос: а можно ли вообще считать услугой образование?
Основной аргумент против, как правило был таков: если образование - услуга, то ученик - уже и не ученик, а клиент. Что ж, попробуем рассмотреть вопрос с этой точки зрения. И начнём с того, что такое вообще - клиент.
Определение сего понятия с точки зрения бизнеса известно весьма широко - но напомним его ещё раз: "Клиент - это тупая скотина, которую нужно постоянно убеждать в обратном". Можно ли считать таковым ученика?
С точки зрения традиционной педагогики - пожалуй, нельзя.
Традиционную педагогику сегодня любят обвинять в том, что она отводила ученику пассивную роль в то время, как педагог современного типа (как гласят учебники педагогики) его "ставит в активную позицию", "вызывает интерес к учёбе" и т.д. и т.п. - и при этом, конечно, предполагается, что второй вариант лучше, прогрессивнее - и можно только догадываться, как это в такой "пассивной позиции", задавленные "активными учителями" столько лет, столько веков вырастали великие люди, которые двигали вперёд цивилизацию?
Мы сможем это понять, если присмотримся к самому совершенному "портрету" традиционной педагогики - всем этим древним притчам, где ученик задаёт вопросы, а мудрый Учитель даёт неожиданные ответы. При таком раскладе учителю,в общем-то, и не нужно что-то у ученика вызывать и ставить его в какую-то позицию - ученик сам интересуется окружающим миром, сам активно совершенствует самоё себя - учителю же остаётся только дать ему знания, к которым он стремится.
Если же интерес нужно вызывать, а в активную позицию ставить - это значит, что у ученика нет ни интереса, ни активности. При таком раскладе это действительно - "клиент" (определение "клиента" см. выше).
Потому-то раньше преподаватели боялись "неудобных" студентов, задающих каверзные вопросы, теперь же у студентов вопрос к преподавателю только один: "Зачёт автоматом поставите?"
Почему так произошло? Можно ли винить в этом только педагогику? Наверное, нет. В конце концов, она тоже подстраивается под людей - значит, таким стал современный человек? Следующий шаг эволюции - на смену Homo Sapiens грядёт Homo Clientus? Боюсь, что с точки зрения естественного отбора, эта ветвь - тупикова...
Грустно, господа!