Огненный змей и Кощей Бессмертный: необъяснимые связи с Солнцем

Помните вы такого русского персонажа, как Кощей Бессмертный? Живет он в темном подземелье, находящемся в глубине горы. От этого образа веет какой то замогильной замшелостью, но на самом деле слово «кощей» сближается с такими словами и выражениями, как «кощунствовать», «кощуны творить». Все эти таинственные действа являлись прерогативой колдунов, а еще раньше ведунов – древнерусских жрецов.

Некоторые видят в слове «кощи» отблеск огня, костер. И то правда, жилище Кощея внутри блистает огнем, полно злата и серебра, часто в сказках само жилище называется «фатерка золотые окна» – намек на золотой дворец Солнца. Кощей может летать по воздуху, яко Змей Горыныч. Более того, сам лютый змей в народных сказках нередко именуется Кощеем Бессмертным. Бессмертие Кощея находится в яйце, которое скрыто в сундуке, который зарыт под дубом. Само это яйцо также может свидетельствовать об утраченном солнечном культе. По народным приметам, если загорится дом от удара молнии, то, чтобы его потушить, надо бросить в огонь яйцо. Чехи от падучей немощи дают больному круглую лепешку, приготовленную на змеином яйце.

Заупокойный культ Кощея, а также его бессмертие сближает его с таким персонажем древнеегипетской мифологии, как царь мертвых Осирис. Культ Осириса в свое время вобрал в себя еще более древний культ солнца Ра. В памятниках древнерусской словесности эпитет «кощей» обозначает отрока, который ворует красных девушек. Это гораздо позже Кощей «состарился» и превратился в немощного старика. И то верно, зачем старику девиц воровать?

Если говорить в целом, то мне представляется, что образ Кощея со временем претерпел немалую трансформацию. Из положительного персонажа он превратился в отрицательного. Более того, Кощей изначально, вероятно, был связан с солнечным культом.

Путешествуя к замку Кощея, герой переправляется через огненную реку. Эта река – рубеж, отделяющий наш земной мир от иного – небесного. С небесным огнем связана способность Кощея превращаться в Ог ненного змея. В виде дракона, изрыгающего пламя, он пролетает над полями и весями и высматривает красных девиц. Рассыпаясь искрами, он влетает в печную трубу и оборачивается отроком несказанной красоты. Своими сладкими речами он соблазняет очередную красавицу и уносит ее в свое царство, внутри которого все сияет и блестит от неимоверного света злата. У Кощея – огненного змея и райский сад свой есть, где ходит, тоскует его возлюбленная. Что любопытно, тоскует она не по своему земному Иванушке, а по своему похитителю (змея называют в народе хитником). Какую красну девицу Огненный змей опоил своими чарами и обаял своими речами, той не избавиться от его чар до скончания века. Это впоследствии, когда наши пращуры отринули от себя прежних богов, жилище кощея змея получило название пекло, а сам змей Кощей получил эпитет – пекальный.

Может быть, поэтому до сих пор существуют древнерусские заговоры, обращенные к змею, чтобы он помог в любви. Так, в одном из заговоров упоминается о том, как юноша путешествует к синему морю океану, у которого лежит Огненный змей, он зажигает горы и долы, быстрые реки: «… Подойду я поближе, поклонюсь я пониже. Гой еси ты, огненный змей! Не зажигай ты горы и долы, быстрые реки; зажги ты красавицу девицу (имя)… чтобы ей милилось и хотелось, брало бы ее днем при солнце и ночью при месяце, чтобы она тосковала и горевала по рабу такому то…»