Россия VS Италия.

В Музее Изобразительных искусств им. Пушкина открылась выставка "Футуризм.Россия-Италия.Радикальная Революция".

Футуризм — направление в литературе и изобразительном искусстве, появившееся в начале XX века. Oтвoдя ceбe poль пpooбpaзa иcкyccтвa бyдyщeгo, фyтypизм в кaчecтвe ocнoвнoй пpoгpaммы выдвигaл идeю paзpyшeния кyльтypныx cтepeoтипoв и пpeдлaгaл взaмeн aпoлoгию тexники и ypбaнизмa кaк глaвныx пpизнaкoв нacтoящeгo и гpядyщeгo.Почему именно это направление в искусстве так востребовано сегодня?

Причина в том, что очень многие явления современной культуры и современной жизни берут свое начало именно в футуризме, потому что то, что предложил футуризм, был коренной пересмотр не только художественных принципов, но и самого представления об искусстве. Место художника в мире, его взгляд на этот мир, стремительно меняющийся, с каждым днем ритм движения современного мира нарастает. Именно футуризм начал говорить о том, что искусство – это не картина, не скульптура, а некое тотальное явление, это само представление человека о жизни, об ее устройстве. Поэтому футуризм пытается выйти за границы скульптуры, живописи, графики и создать новое некое синтетическое пространство, которое проявится и в бытовых вещах, и в манере поведения, и в манере одеваться. Не случайно футуризм и в России, и в Италии будет ассоциироваться с неким скандалом, эпатажем публики. Футуризм был одним из первых публичных направлений в искусстве, которое целенаправленно провоцировало публику, привлекая к себе всеобщее внимание. Пользуясь словами русских футуристов, можно сказать, что футуризм – это всегда пощечина общественному вкусу.

Экспозиция-2 зала живописи и представленные свидетельства-публикации,манифесты,фотографии главных героев вершившейся истории нового искусства первой половины ХХ века.
Главный зал-итальянский-представлен такими мастерами,как Д.Балла,Деперо,Прамполини,Д.Северини,У.Боччони.В живописи основные формы-это круг,конус,треугольник,сектор,циллиндр и квадрат.Цвета-от насыщенных красного и зеленого до более глубоких фиолетовых,синих и коричневых.
Живопись Балла-это грёзы,созданные из окружностей и секторов.В его работе "Пессимизи и оптимизм" понятия антагоничны засчет световой и геометрической противоположности.Пессимизм-серо-черные тона и острые углы-иголки,тогда как оптимизм заключен в бело-голубые краски кругообразных сглаженных форм.
 (500x375, 40Kb)

"Warship wind and wind painting"
 (500x370, 35Kb)

"Влюбленные цифры"
 (210x310, 27Kb)

Деперо-это геометрия,объемные фигуры на плоскости.Полотно "Драка" завораживает геометрией изображенной динамики.Образы брутальны и урбанистичны,все представляется игрой деревянных человечков.
 (699x408, 90Kb)

"Механика танца"
Здесь образы будто сложены из деталей механических машин.Отсутсвие пластики,ломаный ритм динамики порождает новую эстетику,близкую не к возвышенным образцам,а конструкторам заводской сборки,эстетике рабочего класса.
 (413x454, 47Kb)

 (412x454, 45Kb)

В работах Северини присутсвуют характерные мазки мастеров импрессионизма.
Одна из интереснейших работ-"Пластический ритм"- отличается сочными красками,края изображенных форм закончены на раме картины."Портрет Мадам" при том же кубинистическом изображении представляет собой обаз женщины,выполненный карандашными линиями.В пределах формы штриховка синего и черного цветов.Засчет аналогичности оттенков с повседневными тонами ручек создается впечатление тетрадного рисунка.

Живопись ещё одного мастера итальянкого футуризма Умберто Боччони-это кубинистические формы,темные глубокие цвета-синий,фиолетовый,коричневый,широкие квадратные мазки.Характерной чертой работ художника является то,что контуры образов размыты.

"Спиральная композиция"
 (699x695, 215Kb)

Одной из важнейших составляющих явления итальянского футуризма считаются манифесты искусства,скульптуры и архитектуры.
1 Манифест перевернул сознание и представление об изобразительном искусстве.Здесь говорится о новой красоте скорости,очаровании агрессивности,прославляются войны и многоголосные бури революции.Музей объявляется кладбищем старья.Искусство может быть только насилием,жестокостью.
Манифест скульптуры воспевает скульптуру окружающей среды."Откроем фигуру как окошко и заключим в него среду,в которой она живет".
В 1913 г. Руссоло создает манифест "Искусство шумов",в котором призывает превратить в музыку и регулировать гармонически и ритмически шумы"
Манифест восприятия 1914 г. представляет новую красоту в "геометрическом и механическом великолепии".Ее части-это обузданная сила,скорость,свет,воля,жажда успеха,инстинкт рекорда,подражание электричеству.
Манифест архитектуры и вовсе представляется радикальным со своим призывом к новому,диктатуре механики и заявляет о том,что дома должны жить меньше нас-т.е. каждое поколение будет отстраивать и жить в абсолютно новом городе.

Зал Российской части экспозиции представлен А.Экстер,Л.Поповой,В.Маяковским, Н.Гончаровой и другими величайшими художниками того периода.

Можно сказать,что после масштабной выставки "От Джотто до Малевича.Россия-Италия",в которой Россия полностью проигрывала в мастерстве до периода самого Малевича,отечественные художники взяли реванш.Российские мастера выглядят наиболее убедительными в своем революционном порыве,нежели итальянцы.Мнения большинства критиков сошлись на том,что прородители явления в представленных полотнах не выразили ни радикальной,ни революционной идеи.Итальянская часть экспозиции- "домашие" картины,свидетельства лишь эстетики футуристической мысли.