Учимся рисовать (голова)

Череп больше всего похож на шар, нежели на какой-нибудь другой предмет. Чтобы представить шар, как твердую сферу, нужно провести ось, подобно гвоздю, вбитому сверху шара. Через центры, образованные осью, можно разделить шар на четверти и среднюю линию (экватор). Теперь если отсечь мнимые «шапки» у шара с каждой стороны, мы получим основную форму, очень напоминающую череп. Средняя линия (экватор) образует бровную линию. Одна из линий, проходящая через ось, образует среднюю линию лица. Середина от бровной линии до оси образует линию волос, или верх лица. Мы проводим срединную линию вниз по шару. На ней мы отмечаем две точки – одинаковое расстояние до лба, или, по-другому, от бровной линии, до линии волос. Это позволит определить длину носа и ниже – край подбородка. Теперь можно нарисовать план лица, используя линию челюсти, которая соединяется на полпути вокруг шара с каждой стороны. Уши – половина линии (верх, низ), равное расстояние от бровей до кончика носа. Шар можно наклонять в любом направлении.


Крест или точка пересечения бровной линии и средней линии лица является ключевой точкой структуры головы. Она определяет место плана лица на шаре, или угол, под которым можно увидеть лицо. Это очень заметно на модели или копии. Проводя лини верх и вниз, получаем среднюю линию головы. От этой линии мы нарисовали две стороны лица и головы.

Продолжая проводить бровную линию вокруг головы, можно определить месторасположение ушей. <..> механизмы улыбки такие же как те, которые используются в шнурке от занавески. Шнурок прикреплен к чему-то, что зафиксировано с одного конца и к материалу с другого.

Тянем за шнурок – материал собирается. По такому же принципу щеки становятся полными во время улыбки. Работа челюсти напоминает шарнир или другой похожий механизм, но шарнир – без соединения по принципу «шар-болванка в лунке». Глаза крутятся в глазницах подобно шарам в пазе. Веки и губы подобно щелям в резиновом мяче, которые сами закрываются по мере надобности, но не тогда, когда они отделены друг от друга. Существует механический сигнал, создаваемый мозгом, перед каждым действием. Лицевые мышцы способны расти и сокращаться, как и все остальные мышцы тела. Мы подробно обсудим этот интересный факт позже.

Мы начинаем рисование головы с отметки точек на шаре и на плане лица. Как шар, так и план лица должны быть поделены таким образом, чтобы была возможность отметить точки. <..>

Самым важным пунктом в рисовании головы, на котором строится лицо, является точка, которая располагается сразу над переносицей, между бровями. Эта точка всегда фиксирована на одном месте и определяется вертикальной линией носа и скрещенными линиями бровей. На шаре это можно изобразить условно как пересечение «экватора» и «нулевого меридиана». Это две линии, которые делят шар пополам вертикально и горизонтально. Все измерения начинаются из этой точки. Между этой точкой и макушкой головы получаем линию волос и можем получить пространство для положения лба. Отмерив равное расстояние ниже точки пересечения, получаем длину носа. От кончика носа отмеряем линию к бровям и получаем длину лба. Столько же отмеряем вниз и получаем край подбородка. Расстояние от края подбородка до основания носа равно расстоянию от данной точки до бровей, и от бровей до линии волос.

Таким образом получается, один, два, три промежутка, которые равны между собой к средней линии лица. <..>

<..> Любая мелочь в строении кости очень важна, но общая форма имеет первостепенное значение. По этой форме нужно поместить глазницы, аккуратно помещая их по обе стороны средней линии. Скулы помещаются друг напротив друга, и переносица, которая должна находиться самой верхней точки средней линии и опускаться от средней линии к концу.

Размещаем угол челюсти и проводим челюстную линию вниз к подбородку. Каждая голова должна быть составлена таким образом, что все черты лица должны быть сосредоточены на средней линии. <..>

<..> Мы должны помнить, что ось головы находится внутри шеи и глубоко в черепе. Здесь нет работы по принципу шарнира, но есть вращение с небольшим отклонением от центра шеи. Таким образом, когда голова наклоняется назад, шея немного сдавливается и набухает, образуя складку у основания черепа. Когда голова наклоняется вперед, Адамово яблоко (кадык) опускается вниз и скрывается внутри шеи. При боковых движениях головы в работу включаются продолговатые мышцы, которые крепятся к черепу за ушами и книзу, к грудной клетке между ключицами. Сзади есть две крепкие мышцы, которые прикреплены к основанию черепа, что позволяет делать наклоны назад. Чтобы правильно держать голову на шее, требуются некоторые познания в анатомии <..>

<..> Очень часто лицо изображается плоским. Мы должны ориентироваться в том, что округлость ротового отдела – две челюсти, они неотделимы друг от друга. Мы должны забыть об острых изгибах зубов за губами, потому что этого все равно не видно на общей картине мимики лица. Данное явление сильно развито у животных, для которых острые зубы и глубокий укус – гарантия выживания.

Подумайте о передних зубах, как о ножах, а о задних, как о дробилке. Клыки, или как мы их называем «глазные зубы», у животных предназначены для того, чтобы что-то захватывать и разрывать. Чтобы убедиться в том, что место укуса круглое – откусите кусочек хлеба и изучите его. Вы наверное никогда снова не нарисуете губы растянутыми. Мы также должны помнить, что глаза – круглые, хотя мы часто видим их на рисунках растянутыми, как маленький разрез на бумаге. Глаза, нос, рот и подбородок имеют три измерения. Это качество не может быть изменено без потери твердости и целостности всей головы.

-----------------Источник: pro-risunok